ЛУКОЙЛ нашел дорогу в Курдистан
Дочерняя структура ЛУКОЙЛа Litasco закупила у Курдистана газовый конденсат, несмотря на запрет Ирака торговать с автономией, сообщило Reuters. 21 ноября компания, арендовав танкер Cielo di Napoli, транспортировала 19 тыс. тонн продукта (пункт назначения неизвестен). Тендер объявила турецкая Powertrans, которая выполняла функции посредника. При этом Litasco, как сообщают источники агентства, удалось обойти конкурентов (голландскую Trafigura и азербайджанскую Socar) за счет скидки, которую она предложила Powertrans. Litasco отказалась от комментариев, отметив, что считает сообщение «слухами». Источник, близкий к компании, подтвердил ее участие в сделке, но уточнил, что ни в одном документе не было указано, из какого именно региона Ирака прибыл конденсат. Источник «Ъ», близкий к ЛУКОЙЛу, категорически опроверг возможность каких- либо переговоров с Эрбилем в обход Багдада.
По результатам первых двух тендеров в начале октября контракты на $10 млн были подписаны с трейдерами Trafigura и Vitol. Оба в ответ получили претензии со стороны властей Ирака, хотя никаких реальных санкций пока не последовало. Багдад уже не раз заявлял, что только у него есть право на экспорт углеводородов и «контрабандисты», сотрудничающие с Курдистаном, будут наказаны. Однако в отношении Litasco Ирак не сделал даже формального заявления. Власти страны отказались от комментариев, а иракская государственная нефтяная компания SOMO утверждает, что по результатам проведенной ею проверки «факт покупки нефти ЛУКОЙЛом с выгодой для курдского регионального правительства» не обнаружен.
ЛУКОЙЛ — один из крупнейших иностранных инвестοрοв в Ираκе. Компании удалось первой среди рοссийских нефтяников вернуться в страну после оκончания войны и получить 75% в прοекте «Западная Курна-2», в котοрοм она участвовала до 2003 гοда. Извлеκаемые запасы местοрοждения — оκоло 2 млрд тοнн, а добычу на нем планируется начать в конце 2013—начале 2014 гοда. Также у компании есть лицензия на геологοразведку, разработку и добычу углеводорοдов Блоκа-10, где партнерοм ЛУКОЙЛа является японсκая Inpex.
Согласно докладу МЭА, Ирак в среднесрочной перспективе может стать вторым по величине экспортером нефти. Однако этот процесс осложняет отказ Ирака сотрудничать с компаниями, у которых есть проекты в Курдистане. Год назад иракское правительство предъявило претензии Exxon Mobil, затем последовали ультиматумы в адрес Chevron, Total и «Газпром нефти». Эти компании должны были выбрать, оставаться в Ираке или же заняться исключительно курдскими проектами, условия которых выгоднее. Exxon Mobil месяц назад заявила о том, что покидает свой иракский проект «Западная Курна-1». Предложение о покупке доли компании в проекте (60%) получил в том числе ЛУКОЙЛ. Окончательный ответ компания пообещала дать до конца года, однако ранее руководство ЛУКОЙЛа не раз говорило, что не проявляет интереса к проекту «Западная Курна-1».
Анна Солодовникова, Ольга Кузнецова