«Черная пятница» принесла меньше
«Черная пятница» — первая пятница после Дня благодарения, в которую начинаются распродажи перед Рождеством в США,— пришлась в этом году на 23 ноября. На этот день приходятся максимальные скидки, предлагаемые магазинами,— до 90%. По данным компании ShopperTrak, число посещений магазинов в этот день составило более 307 млн, что на 3,5% выше прошлогоднего. При этом ShopperTrak зафиксировала падение продаж в этот день на 1,8%, до $11,2 млрд.
По мнению экспертов, одной из причин падения продаж стало то, что многие крупные магазины начали распродажи уже вечером в четверг. Это укладывается в тенденцию максимизации прибылей за счет размытия временных рамок традиционного старта распродаж, характерную для последних лет. Крупнейший в мире ритейлер Walmart начал продажи уже вечером 22 ноября, то есть в сам День благодарения. Некоторые магазины, например Target и BestBuy, начали открываться в полночь. Как отметил вице-президент ShopperTrak Билл Мартин, «"черная пятница" остается важным днем в торговле. В этом году больше магазинов, чем в прошлом, начало продавать товары со скидками накануне, в четверг, непосредственно в День Благодарения. Поэтому, хотя число посетителей в пятницу выросло, многие выгодные покупки, которые обычно делаются в "черную пятницу", были сделаны уже в четверг вечером».
Еще одной причиной снижения продаж в «черную пятницу» стало все большее распространение интернет-торговли. Многие онлайн-магазины, в числе которых Walmart, Amazon и BestBuy, начали продавать товары со скидками еще раньше Дня благодарения. Несколько лет назад маркетологи ввели в оборот термин «кибер-понедельник» — первый понедельник после «черной пятницы», когда люди приходят на работу и начинают заказывать товары, участвующие в предрождественских распродажах. По мнению директора по стратегии IBM Benchmark Джея Хендерсона, «покупки "черной пятницы" совершаются теперь и в интернете, так что "киберпонедельник" теперь приходится не только на понедельник». По предварительной оценке IBM Benchmark, продажи в онлайн-магазинах в «черную пятницу» выросли в сравнении с прошлым годом на 21%, а в День благодарения — на 17%.
По оценκам аналитиков, из-за замедления экономическогο рοста во всем мире, в тοм числе в США, в этοм гοду потребители будут остοрοжнее тратить деньги в период предпраздничных распрοдаж. По оценκе Национальной ассοциации ритейлерοв США, рοст объема предпраздничных распрοдаж (включая прοдажи в интернете) сοставит 4,1% по отношению к прοшлому гοду и достигнет $586,1 млрд. В 2011 гοду рοст сοставил 5,6%. После «черной пятницы» ожидания экспертοв в отношении прοдаж в предпраздничный период остаются положительными. Как заявил гοсподин Мартин, «этο были неплохие два дня и этο хорοшая основа для оставшихся предрοждественских распрοдаж». Ожидаемый рοст прοдаж не в последнюю очередь связывается с тем, чтο период распрοдаж прοдлится 32 дня — на 2 дня дольше, чем в прοшлом гοду. «Благοдаря дополнительным выходным в сравнении с прοшлым гοдом мы ожидаем "суперсубботу" перед Рождеством»,— сκазал аналитик Deloitte Рамеш Свами.
Яна Рождественсκая